Теперь, глядя на восьмилетнего Дамира, вряд ли подумаешь, что он - инвалид детства. Энергия в нем так и "бьет ключом", а шрамик на верхней губе едва заметен. На своем двухколесном велосипеде он гоняет к друзьям на соседнюю улицу и обратно, живо работая загорелыми исцарапанными коленками. Такой вот жизнерадостный "сорванец". Его мама Ильмира рассказывает, что когда впервые увидела малыша в родильном доме, пережила настоящий шок, испугалась: а вдруг не выживет? Из-за "заячьей губы" лицо выглядело ужасающим. Врачи не сразу заметили еще одну патологию: расщелину твердого и мягкого неба. Из-за этого он не мог нормально говорить. В первые годы жизни малыша понимали только его родители. Тот Дамир и нынешний - две большие разницы. Чтобы добиться перемены, потребовалось две операции, специальные упражнения и усилия специалистов. Мальчику повезло: в его жизни приняли участие люди неравнодушные.
- Мы "слепили" его по кусочкам, - вздыхает мама, имея в виду не только физическую, но психическую сторону. Говорит с облегчением и блеском в глазах, который зажигается только у счастливых матерей.
Еще бы: ведь он с мужем добились своего. С тех пор, как малыш появился, он стал главной заботой в жизни. Если бы махнули рукой, пустили все дело на самотек, то шансов на нормальную жизнь у мальчика не было бы. Так считают все. Это как раз тот случай, когда родительская забота и любовь творит чудеса. И одному богу известно, сколько терпения, переживаний, настойчивости…
Три года они ездят в волгоградский Центр психического здоровья детей. В первое время - два раза в неделю в любую погоду. Успели хорошо познакомиться и подружиться с другими пациентами. Насмотревшись и наслушавшись, Ильмира Александровна решила, что их беда - это еще полбеды. Сердцем материнским любящим смогла почувствовать, в чем их спасение. Оставить Дамира дома, ограничить общение с другими нормальными детьми - это, значит, лишить его права на нормальную жизнь. Без твердой уверенности, что примут, привела сына в детский сад "Семицветик".
"Семицветик" - обычный сад для нормальных детей. С той лишь разницей, что иногда здесь идут на нарушение "инструкции". Логопед Татьяна Францевна Саидова, окончившая ленинградский университет, в основном, работала с трудноговорящими детьми. В "Семицветике" ей пришлось корректировать свою специализацию. Она до сих пор вспоминает одного мальчика-инвалида (именно тяжелые случаи больше запоминаются), которого пришлось обучать элементарным навыкам. Уже то, что он научился делать зарядку, петь, разговаривать, обращаться к воспитателям было достижением. Когда записали это на видео и показали научным "светилам", те просто не поверили своим глазам. Неужели такое возможно? Теперь уже в "Семицветике" убедились, что дети способны на многое, если идти к этому шаг за шагом, добиваясь маленьких побед. И глухие дети, и с заболеваниями нервной системы, могут нормально адаптироваться в обществе. Есть тому примеры. Их путь в мир людей может начинаться с детского сада. Они имеют право на шанс…
Что касается Дамира, то это был не самый сложный случай. Мальчик очень скоро удивил всех своей непосредственностью, открытостью. Видно, что он не обращает внимание на свой дефект и некоторую гнусавость в произношении. Потом это перестали замечать и все остальные ребята в группе. Татьяна Францевна говорит:
- Когда подрастешь, отпустишь себе усы. Будешь самым красивым.
Имея в виду обстоятельство, что под усами небольшого шрамика не видно будет. Когда Дамир пришел в школу, в подготовительную группу, от внимания будущих одноклассников ничего не ускользнуло. Так что из школы мальчик принес вместе с новыми навыками вопрос "почему я такой?" Мама Ильмира пока не рассказывает ему про операции, которые он не помнит. Она очень боится, что, осознав себя не таким, как все, он станет стесняться и комплексовать. В этом плане школа -серьезное испытание.
За последние несколько лет Дамир уже прошел свою "школу": он научился разборчиво говорить, различать цвета, бегло читать и считать и многое другое. По объему знаний и навыков это больше "тянет" на университет. Он как будто вошел в мир обычных людей с по-детски открытой душой и сердцем. Хочется верить, что мир ответит ему взаимностью.
В старшую группу "Семицветика" ходит еще один мальчик с отклонениями - Данил. По объективным причинам ему адаптироваться еще труднее, чем Дамиру. И тоже трудно сказать, каким бы он был, если бы остался дома, если бы окружающий мир замкнулся в четырех стенах. Самая большая несправедливость, когда за играми сверстников ребенок может наблюдать только из окна. Он - только лишь сторонний наблюдатель, а самые главные и радостные события по злой иронии судьбы проходят мимо него. Все только потому, что родился не такой, как все. Вокруг нас не так уж мало таких детей: просто они почти не попадаются на глаза. Возможно, что они, как никто другой, нуждаются в нашей защите: от обстоятельств, одиночества и величайшей в мире несправедливости. К сожалению, получается так, что по большому счету не то, что о больных: о здоровых детях недосуг побеспокоится. Вон их сколько, обделенных родительским вниманием, почти или совсем беспризорных. Пока мы можем только говорить о возможности создания коррекционных групп для детей - инвалидов. Говорить и надеяться на добропорядочность родителей и сострадание специалистов и воспитателей, которые действуют на свой страх и риск.
В.Дорн